Dm (arhaist) wrote in 18century_ru,
Dm
arhaist
18century_ru

Из воспоминаний Шаховского о "сандуновском скандале"

Решил приложить к чудесной статье А.Л.Зорина Редкая вещь (НЛО №80) несколько нетрадиционную трактовку конфликта вокруг Е.Урановой, изложенную собственно не свидетелем событий 1790-го (т.к. был он в ту пору еще молоденек), но человеком, несомненно знающим подробности дела из первых рук (видимо, позднее, от И.А.Дмитревскаго или самой Урановой) - драматургом и начальником репертураной части Театральной Дирекции (с 1804) - князем А.А.Шаховским (1777-1846).
Изложеные им факты (хоть и со спутанной хронологией) только подтверждают концепцию А.Л.Зорина, построенную, впрочем, на других источниках.

Из статьи Летопись русского театра: Эпоха II // Репертуар русского театра. 1840. №11. (написана не позднее апреля 1840 г.):

1) Комментарий к к фразе о лукавом Амуре, не пойманном золотой сеткой

Так прозвали тогда Сандунову, появившуюся на сцене Амуром, в Дианином древе, и не поддавшуюся обольщениям очень умнаго, богатаго и сластолюбиваго вельможи. Актер Сандунов, пролаз на сцене и за кулисами, влюбил в себя заворожительницу Лизаньку: она согласилась выйдти за него замуж по выпуске из школы; но этот выпуск задерживался. Сандунов выведал от своей невесты о предложениях вельможи, смекнул, в чем дело, и как Фигаро (котораго он удачно представил), взбесился от ревности, упросил приятеля стихотворца сочинить сатиру в роде известнаго монолога комедии Бомарше, для потехи своей злобы, и жалобу на Дирекцию, удерживающую от законнаго супружества его невесту, которую научил, при первом представлении русской оперы в Эрмитаже, подать самой Императрице, что и было исполнено с коленопреклонением и рыданием. Екатерина тотчас узнала, в чем дело, приказала немедленно выпустить безкорыстную певицу из школы прямо под венец, пожаловала ей на приданое и даже Директор вскоре сменился. Этого было довольно для любви и мало для злобы Сандунова; он, вопреки постановлениям Театральной Дирекции, после комедии, в которой раззабавил публику, вышел вперед, раскланялся публике, и вместо объявления о завтрашнем спектакле, прочел не очень благопристойную приятельскую сатиру. Его Дирекция наказала посажением под караул, а он ей отомстил увозом в Москву жены своей, которая через 15 лет, брошенная неверным мужем, возвратилась в Петербург, хотя не с прежнею свежестью лица и голоса, но с большим искусством в пении и с усовершенствованным дарованием по драматической части. [С. 8]

2) Про аморальность и вредоносность оперы-буффа

Нашу, или насильственно привитую к нам оперу-буффа можно назвать развратительницей целомудрия русскаго театра. В ней появились, как говаривали наши предки, "гнилыя слова", или, по нынешнему, экивоки; если в комедиях Фон-Визина и Я.Б. Княжнина встречались иногда несколько вольные намеки, то они легко скользили в быстром разговоре, заставляли улыбаться опытную сметливость, а не принуждали безчинным хохотом и рукоплесканием скромность краснеть, а невинность любопытствовать; и так успехи итальяно-русских уже не подразумеваний, а плоских обиняков, заразили уже тогда нашу театральную словесность и искусство, до совершеннаго безстыдства, что доказывают комедии А.И.Клушина, Н.Ф.Эмина и других покойников, и страсть нагличать перешла было и к актерам; Сандунов и подражатель его Старожев объясняли зрителям взглядом, усмешкой и даже жестами грязную замысловатость авторов, а иногда и свою собственную, и принудили Дирекцию употребить строгия меры, для удержания их последователей от такого безчиннаго промысла рукоплесканий. [С.9]

P.S.
Спасибо, ka_o, за наводку! Сам я забыл проверить обновления на НЛО.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments